Сейчас можно найти множество советов, книг, пособий по воспитанию и развитию интеллекта у детей. Вопрос действительно важный. В своей статье я предлагаю подумать над тем, когда и как лучше заниматься с детьми, что это дает, и немного о самом главном в воспитании.

Что же нужно нашим детям?

Мы хотим для своих детей самого лучшего. Сколько волнений испытывают родители, пытаясь сделать жизнь ребенка максимально правильной.

Это все хорошо, но в этом своем стремлении мы иногда совсем забываем о самом ребенке. Мне не понятна современная увлеченность ранним развитием, с особым упором на интеллектуальные занятия. На малыша буквально с пеленок набрасываются с какими-то пособиями.

Дошкольная загруженность ребенка иногда доходит до такой степени, что он и жизни не рад. Ему объясняют, что это нужно для того, чтобы хорошо учиться в школе. Что? Опять учиться? Вы представляете весь ужас ребенка перед школой? Там ведь будут еще и оценки. Требования будут только расти.

Если ваш ребенок тянется к интеллектуальным занятиям и не тяготится ими – все хорошо. Если есть желание – пожалуйста. Но если вы заметите, что ребенок стал часто болеть, капризничать, развивается упрямство, скрытность, он вроде не спорит, но не понятно слышит он вас или нет, откровенно тяготится занятиями – не настаивайте, все в свое время. Еще не было людей, которые бы не закончили школу и другие учебные заведения.

Ребенка учат оправдывать ожидания родителей, учителей и еще кучи советчиков и знатоков. Ребенку – то от этого каково? Ему не понятно, почему ему нужно постоянно быть чем-то занятым, чтобы папа и мама были довольны. Мы вынуждаем своих детей заслуживать нашу любовь. Это в корне неверно. Меня иногда просто пугают недетские лица детей. Беззаботный детский смех на площадке во дворе стал какой-то редкостью.

Что же детям на самом деле нужно? Не лишайте ребенка детства. Маленький ребенок нуждается просто в любящих маме и папе, которые заботятся, гуляют, смеются вместе с ним, читают ему книжки, покупают мороженое. Дайте ему возможность побыть беззаботным. Это ведь тоже наука. Когда человек умеет находить в повседневной жизни, даже среди множества проблем причины для радости, он всегда будет чувствовать себя хорошо в жизни. А ведь радоваться мы учимся и сохраняем эту способность именно из детства.

Когда развивается интеллект?

Да заниматься с ребенком нужно, но чем и как?

Интеллект – это потенциал развития. Он развивается всю жизнь и зависит от способности мозга образовывать новые нейронные связи. Что же можно и нужно делать?

Лучше всего читать с ребенком, сначала читайте ему сами и обсуждайте прочитанное. Обсудите героев книги, что с героями происходило, события. Во время таких обсуждений работают разные области мозга, и воображение и мышление, ребенок учится анализировать информацию и делать выводы.

Чтение, анализ и усвоение прочитанного – основной навык, который работает на нас всю жизнь. Благодаря этому навыку мы можем обучаться когда угодно и чему угодно в любом возрасте.

Ведь любая информация вокруг нас – это текст. Разобраться в бесконечном потоке самой различной и порой откровенно противоречивой информации очень сложно. Без развитого мышления, умения анализировать не возможно эффективное обучение. Не все то, что мы считаем правильным – истина. Каждому человеку самому приходится искать ответы на свои вопросы.

Манипуляции в воспитании

А сейчас о самом больном. О манипуляциях, загоняющих ребенка в тупик, когда он мечется между любовью, обидой и виной и все эти чувства сплетаются в такую гремучую смесь, которую распутать в дальнейшем бывает очень сложно даже взрослому человеку.

Манипулятивных воспитательных приемов достаточно много (я сейчас говорю о манипуляциях давления и принуждения), когда ребенку не оставляют право выбора, лишают воли и все это под благовидным предлогом заботы о его будущем.

Не буду их все здесь перечислять, хочу упомянуть только об одной, на первый взгляд невидимой. Бедному ребенку иногда и пожаловаться не на что, он сыт, обут, одет, на словах все для него, абсолютно благополучная семья. Но условия эти невыносимы. Скольким людям воспитание в таких условиях буквально сломало жизнь. Я приведу отрывок из своего курса о воспитании.

Так что же это за невидимая глазу манипуляция? Назовем этот воспитательный приёмчик – «ситуацией двойного принуждения». Когда родитель себя ведет по принципу «и в сани не сяду и пешком не пойду». Ребенку постоянно транслируются двойственные, взаимоисключающие послания. И, какое бы он не выполнил, он всегда не прав, виноват, ни чего не понял и заставил родителя страдать. Такая вот запредельно эгоистичная манера родителя, для которого ребенок – кукла для жестоких игр.

Давайте грубоватый и наивный пример, но станет ясно, о чем идет речь. Мама просит принести ей цветок. Ребенок уточняет, какой цветок хочет мама. Мама, скромно и застенчиво улыбаясь, говорит, что любой цветочек подойдет, важно внимание. Приносит малыш ромашку, мама страдальчески морщится и говорит, что лучше бы он принес василек. Ребенок в недоумении, ведь мама говорила, что любой подойдет. Хорошо, в следующий раз ребенок приносит василек, а мама что? А мама заявляет, что василек ей уже не нужен, она в прошлый раз хотела, а он не догадался. Сейчас она уже все равно расстроилась, поэтому она пойдет страдать от недогадливости своего чада, пить валерьянку, а он пусть подумает, зачем он так мучает маму.

У ребенка и обида, ведь он старался и хотел любимую маму порадовать – а получил недовольство, и вина – мама расстроилась от его недогадливости, но ведь он старался, он же делал так, как его просили. Так что надо было делать? И на этой карусели такая мама кружит своего ребенка иногда всю жизнь. Для всех она страдалица от неблагодарности ее чада, для ребенка – постоянный стресс от раздирающих его противоречивых чувств, как сделать так, чтобы угодить маме и заслужить ее одобрение и любовь или уже убить ее, потому что она ему вымотала все нервы.

Если вы подвергались такому воздействию со стороны своих родителей, будьте внимательны к себе и не повторяйте этого на своем ребенке. Одновременно вы и сами освободитесь от влияния своих родителей, перестанете пытаться наладить отношения, переубедить и что-то там еще (это абсолютно бесполезно, они вас не слышат), вы вообще перестанете направлять энергию в сторону этих людей. Вы займетесь собой, своей семьей, своими планами.

Заключение

Ну и в заключение хотелось бы еще раз сказать о том, что ваши дети очень нуждаются в вашем внимании, поддержке, им так важно чувствовать себя в безопасности. И, конечно же, в вашей любви, ведь наши дети – это продолжение нас, наше личное бессмертие.

Чтобы лучше разобраться в вопросах воспитания и интеллектуального развития детей, избежать распространенных ошибок в воспитании и общении с детьми вы можете пройти наш тренинг “О воспитании и развитии интеллекта у детей”. Материалы тренинга станут для вас поддержкой, ведь быть родителем сложная и ответственная задача. Так же материалы тренинга помогут вам разобраться с собственными детскими травмирующими воспоминаниями, которые есть у каждого из нас.

Психолог, коуч, тренер, корпоративный психолог. Автор и ведущая индивидуальных и групповых тренингов, эксперт в области управления персоналом. Опыт работы более 15 лет.

Закажите тренинг, консультацию, мини-консультацию за 1 000 рублей через мессенджеры – краткий разбор вашего вопроса с конкретной рекомендацией по решению проблемы.